Всем добрый день, дорогие коллеги!
Несколько дней назад на сайте ФИПИ были опубликованы рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. И сегодня я остановлюсь на ошибках, допускаемых в устной части ЕГЭ.
Анализ результатов показал, что устная часть в 2016 г. была выполнена довольно успешно, хотя, к сожалению, ряд типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущего года, повторились в этом году.
При выполнении задания 1 допускались следующие характерные ошибки:
• неправильное произношение слов или звуков, которое меняют смысл слов, например: mind – mine; through – though; since – science;
• нарушение ударения в ряде слов;
• неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;
• несоблюдение интонации в разных коммуникативных типах предложений.
В задании 2 по-прежнему допускаются фонетические, лексические и грамматические ошибки. Фонетические ошибки допускаются, например: в таких словах, как guarantee, recipe; характерные лексические ошибки – замена слова appliance на applicant, kitchen на chicken; грамматические ошибки – нарушение порядка слов в предложении – What opening hours you have? How long you work?; неправильное согласование вспомогательного глагола с существительным – Is there kitchen appliances? Is there ways to buy it online? Иногда вспомогательный глагол вообще опускается: What the guarantee period? В ряде случаев экзаменуемые задают вопросы, не имеющие смысла, например: Do you have any functions? How long are the operation hours? How much is the price of the season ticket?
Анализ выполнения задания 3 показывает сокращение количества ошибок, которые были отмечены как типичные в 2015 г. (например: описание трех картинок вместо одной; топиковость (воспроизведение заученных наизусть кусков текста); нарушение логики высказывания вследствие отступления от плана ответа).
В 2016 г. была уточнена формулировка задания 3 устной части.
Формулировка задания в 2015 г. явно содержала указание на то, что фотографию сделал сам участник экзамена, причем это указание дано дважды в пункте 1 и пункте 4 плана ответа. Неожиданно оказалось, что здесь кроется когнитивная трудность для экзаменуемых: они путались в том, кто сделал фотографию и кто на ней изображен. На апелляциях участники экзамена пытались доказать, что фотография, явно сделанная с большого удаления (например, с другой стороны реки или с моста), это «селфи».
Новая формулировка дает экзаменуемому выбор: говорить о том, сам ли он фотографировал или это сделал кто-то другой (например, мама, брат, друг) и кто изображен на фотографии – сам ли экзаменуемый или кто-то другой. Это изменение формулировки уменьшило количество нелогичных неудовлетворительных ответов, когда участники экзамена путались в том, кто изображен на фотографии и кто делал фото.
При этом объекты контроля и проверяемые умения остались теми же. Формулировка пункта 4 плана все так же требует умений обосновать свой выбор и высказать свое отношение.
Как отмечалось выше, средний балл выполнения устной части ЕГЭ по английскому языку повысился, однако все еще остаются ошибки, которые наблюдались и в 2015 г:
отступление от темы;
отсутствие адресности, т.е. обращения к другу;
отсутствие вступительной и заключительной фразы;
включение по одной фразе на каждый пункт плана;
неправильная интерпретация содержания картинки;
наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.
Не всегда понятно, почему экзаменуемые неправильно интерпретируют содержание картинки. Например, на фото два мальчика играют в шахматы. Голос девушки утверждает: на фото она и ее друг. На фотографии бегущая девушка. Голос мальчика утверждает, что это на фотографии он. На фотографии подростки, но участник экзамена говорит, что среди них его жена. Такие утверждения рассматриваются как невыполнение коммуникативной задачи.
В связи с изменением формулировки задания 3 в пункте 1 плана появилось указание where and when the photo was taken. Это привело в некоторых случаях к неполным ответам, так как одни экзаменуемые ответили на вопрос where, другие – только на вопрос when.
В выполнении задания 4 выпускниками допускаются следующие типичные ошибки:
нет сравнения (просто дается описание сюжета двух картинок);
вместо краткого описания фотографий дается подробное описание;
отсутствует выделение общих и отличительных характеристик картинок;
включение по одной фразе на каждый пункт плана;
отсутствие вступительной и заключительной фразы;
неиспользование клише, демонстрирующие процесс рассуждения и сравнивания;
наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.
Как было написано в рекомендациях, далее цитирую: «На втором году введения устной части экзамена у части учителей и даже части экспертов ЕГЭ сложилось мнение, что устная часть очень проста для выполнения и в подготовке к ней обучающихся нет проблем: следует только разучить с ними определенные общие фразы-клише и/или заучить наизусть классические «топики» на темы школьной программы и кодификатора ЕГЭ. Это заблуждение, которое наносит большой вред процессу обучения. Главная коммуникативная задача в задании 3 устной части – полно и выразительно, в деталях описать конкретную фотографию и выразить свое отношение к ней. Коммуникативные задачи в задании 4 устной части сложнее: кратко описать конкретные фотографии, найти в них общее и различное и выразить свое отношение к конкретной теме/проблеме. Успешно выполнить эти коммуникативные задачи возможно только на основе сформированных умений неподготовленной, спонтанной речи».
НО!!! Дорогие коллеги, где же у ученика будет спонтанная речь, если живет он в русскоговорящей среде и точек соприкосновения с иностранцами совершенно малы (если рассматривать малые города и провинции). Поэтому учителям и репетиторам и приходится использовать данный метод «натаскивания».
Также было отмечено, что «простое «натаскивание» на выполнение устной части бесполезно, так как заучивание текстов не ведет к овладению спонтанной речью, ею можно овладеть только на основе практики говорения в разнообразных ситуациях общения, создаваемых учителем на уроке английского языка. Спонтанная речь является важной целью обучения, так как реальная жизнь требует вести спонтанный обмен информацией, высказывать и обосновывать свою точку зрения и свое отношение к обсуждаемым темам и проблемам». НО ВЕДЬ ОДНИМ УРОКОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ И ВСЕ РАВНО ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ В ОБЫДЕННУЮ СРЕДУ ТЕРЯЕТСЯ ВЕСЬ СМЫСЛ ТЕХ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ В НАЧАЛЕ РАБОТЫ. Причина одна — нет постоянной англоязычной среды. Это лично мое мнение.
А теперь о том, какие нас ждут изменения в устной части в 2017 году.
Изменение будет касаться только одного задания — уточнение формулировок в задании 3.
Удаляя слово Imagine, подчеркивается неуместность любых «воображаемых» обстоятельств и «фантастических рассказов», как, например: «Это моя жена и дети», «Это я выступаю на сцене Большого театра, я солист балета». Замена глагола present на describe недвусмысленно указывает на жанр монологического высказывания – описание (не рассказ по картинке). Представляется, что эти уточнения формулировок позволят и учителям, и учащимся яснее понять коммуникативную задачу и точнее ее выполнить.
Ну, а нам учителям и репетиторам остается для себя выбрать правильный вариант работы при подготовке учащихся к ЕГЭ, исключая «натаскивание», что маловероятно при наличии у множества обучаемых уровня чуть выше elementary.
С уважением, Надежда Бордачёва!
30.08.2016 at 19:17
Надежда, спасибо за статью!
Замена слова Imagine в задании 3 устной части, на мой взгляд, не сильно меняет дело — ученики все равно будут фантазировать, только репетитор или школьный учитель может объяснить, как правильно выполнять это задание и «натаскать» на его выполнение
31.08.2016 at 07:07
Ирина, я согласна. Видимо экспертам, составляющим кимы, нужно что-то придумывать.