Доброго времени суток, дорогие коллеги и читатели блога!
Сегодня хотелось бы поговорить о теме, на мой взгляд, актуальной — о типичных ошибках на ОГЭ. Если про ЕГЭ интернет пестрит информацией, то про ОГЭ такого не скажешь. Зачастую многие преподаватели собирают информацию об этом экзамене по крупицам. Пока что вопрос об обязательной его сдачи в 9 классе еще находится в проекте. Но как говорится, готовь сани летом…
В этом году была усовершенствована устная часть ОГЭ. Её почти подогнали под ЕГЭ. Первое задание — прочитать текст, второе — ответить на вопросы телефонного автоответчика и последнее — монологическое высказывание с опорой на картинку( но описывать ее не нужно. Картинка — это просто ОПОРА!).
Разберем те части экзамена, в которых допускаются наиболее типичные ошибки при сдаче самого экзамена.
АУДИРОВАНИЕ
8 заданий
•Задания 1 и 2 нацелены на проверку умения учащихся понимать на слух основное содержание прослушанного текста.
•Установить необходимые соответствия с предполагаемыми утверждениями
•В задании 1 одно лишнее место действия
•В задании 2 одно лишнее утверждение
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Не старайтесь услышать в текстах слова, прописанные в заданиях. Следует понять тему рассказа. Тема может раскрываться без использования слов заголовка. В демоверсии в каждом диалоге есть слово dog, а действие происходит в разных местах.
•Все тексты могут быть на одну тему. Надо прислушиваться к деталям. Здесь пригодится умение перефразировать. Утверждения не содержат слов из описаний ситуации
Задания 3-8 проверяют умение проверять на слух запрашиваемую информацию в прослушанном тексте
•Учащийся должен выбрать правильный ответ на вопрос или правильное окончание предложения из 3 предложенных вариантов
•За каждый правильно выбранный ответ учащийся получает 1 балл
ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ
Фонетические : отсутствие четкой границы в потоке слов
•Грамматические:наличие аналитических форм, не свойственных русскому языку
•Лексические: наличие большого количества незнакомых слов НО: они никогда не будут опорными
•Социокультурная компетенция: знание норм поведения носителей языка, традиций, истории и культуры страны изучаемого языка
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
•Чаще слушать разнообразные тексты
•Тщательно работать над инструкциями к заданиям
•Если есть проблемы с пониманием после второго прослушивания, дать послушать в третий раз
•Если и после этого остались проблемы- дать возможность поработать с скриптом
•Используйте паузу для предварительного ознакомления с вариантами ответов
•Будьте внимательным к одинаково звучащим словам
•Обращать внимание на логическое ударение
•Будьте внимательны к отрицательным формам
•Не нужно пытаться понять в тексте каждое слово
•Следует опираться на смысловое содержание
ЧТЕНИЕ
•9 заданий
•Задание 9 проверяет умение учащихся читать и понимать основное содержание прочитанного текста.
•В задании предполагается установить соответствие между 7 короткими текстами и заголовками, передающими основную мысль текста
•Список содержит один лишний заголовок
Задание 9
•Внимательно прочитайте инструкцию, чтобы четко представлять, что и как вы должны делать.
•Быстро просмотрите текст, чтобы понять, о чем он.
•Прочитайте задания (заголовки, рубрики, утверждения) и определите тему.
•Найдите в тексте (микротекстах) ключевые слова или фразы, выражающие тему, основную мысль.
•Не пытайтесь переводить текст дословно.
•Не паникуйте, если в тексте Вы встретили много незнакомых слов. Ваша задача – понять основную мысль.
•Помните, что в задании на установление соответствия – один заголовок, рубрика, утверждение – лишняя.
Задания 10-17
•Задания 10-17 нацелены на проверку умения учащихся понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию
•Учащийся должен определить, какие из утверждений соответствуют содержанию текста (1-True), какие не соответствуют (2-False),и о чем в тексте не сказано (3-Not stated)
•Наибольшую сложность представляет понимание различий между пунктами
2)False и 3)Not stated.
В отрывке может содержаться лишь часть правильного ответа. В таком случае следует выбирать пункт 3)Not stated.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти «вредные» привычки должны быть преодолены. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов — установить жесткие временные рамки на чтение текста, а учителю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
15 заданий
•Задания 18-26 проверяют сформированность языковых умений и навыков учащихся
•В задании необходимо восстановить текст, заполнив пропуски словами, напечатанными заглавными буквами в конце строк.
•Слова необходимо изменить так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
Задания 27-32 нацелены на проверку лексико-грамматических умений и навыков учащихся
•Учащимся предлагается преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста
•За верное выполнение каждого задания учащийся получает 1 балл
•Если в ответе сделана орфографическая ошибка, то ответ считается неверным
КАК СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ГРАММАТИКУ
•Проблема №1 –грамматика изучается на протяжении всего периода обучения, вводятся правила, даются тренировочные упражнения, отрабатываются модели, но… большое количество ошибок допускается в разделе “Лексика и грамматика”
•Проблема №2- грамматика отрабатывается учащимися в отдельных предложениях, а на экзамене задания даются в связанном тексте
•Проблема №3- грамматику рассматривают как систему времен, забывая о числительных, наречиях, прилагательных и местоимениях
•Проблема №4- часто забывают о построении предложения в английском языке
КАК СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЛЕКСИКУ
•Проблема №1- обычно слова и словосочетания заучиваются, а не анализируются
•Проблема №2-изучаются отдельные лексические единицы, а не слова и словосочетания в контексте
•Проблема №3-словообразование не поддается правилам ( globe-global-globic)
•Прежде чем начать заполнять пропуски, просмотрите текст и слова, которые надо преобразовать.
•Подсказка на выбор правильной грамматической формы не обязательно находится в самом предложении, а может быть в тексте.
•Если это глагол, подумайте в какой видовременной форме его нужно поставить
•Если это личное местоимение, определите, какая форма тут нужна- в именительном или объектном падеже
•Если это прилагательное- то в какой степени нужно поставить это прилагательное
•Если это числительное- то какой суффикс требуется, чтобы преобразовать это числительное
Тренировочные упражнения
•Окунать предложения в различные грамматические “ванны”
•She spends her summer holidays in Sochi every year
•She spent her summer holidays in Sochi last year.
•She is spending her holidays in Sochi now.
•She has just come from Sochi where she spent her summer holidays
•She used to spend her summer holidays in Turkey but now she spends holidays in Sochi.
Степени сравнения прилагательных
•Если перед прилагательным стоит артикль the, то это будет превосходная степень
•Если за прилагательным стоит than, то это сравнительная степень
•Важно помнить об исключениях: good, bad, far
•Важно помнить о сложных формах: beautiful, wonderful, interesting
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками являются следующие:
•Видовременные формы
•2-ая и 3-яя форма глаголов
•Формы страдательного залога
•Present Perfect vs Past Simple
•Словообразование: например вместо difficulty difficultness, scientifics вместо scientists
•Неправильное написание слов
•Правильный выбор вспомогательного глагола : has grown/have grown
•Префиксы unhonest вместо dishonest
•Небрежное заполнение бланков
ПИСЬМО
•1 задание №33 проверяет умение написать личное письмо в ответ на письмо-стимул
•В письме необходимо дать ответ на 3 вопроса, заданных другу по переписке
•Объем 100-120 слов
•Должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятыми в англо-говорящих странах
•Письмо оценивается по специально разработанным критериям
•Решение коммуникативной задачи (0-3 балла)
•Организация текста (0-2 балла)
•Лексико-грамматическое оформление текста
•(0-3балла)
•Орфография и пунктуация (0-2 балла)
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПИСЬМУ
•Внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул( отрывок из письма друга на английском языке)
•При ознакомлении с текстом-стимулом внимательно прочитать вопросы на, которые следует раскрыть в ответном письме
•Особое внимание обратить на слово why в вопросе
•Наметить план своего ответного письма
•Текст должен быть логически выстроен, разделён на абзацы и соответствовать письменному этикету.
•Учащиеся должны использовать разнообразные грамматические структуры и лексику, средства логической связи соблюдать правила орфографии и пунктуации.
•Особое внимание следует обратить на объём письменного высказывания: от 100 до 120 слов +-10 %
•Если объём высказывания менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов, если объём высказывания превышает 132 слова, то проверяется только 120 слов.
Тренировочные задания
•Можно предложить учащимся написать 1 абзац за 5 минут, это позволяет контролировать время выполнения задания.
•Производить подсчет слов после каждого абзаца
•Например: адрес и обращение = 5-7 слов в зависимости от краткости и полноты адреса.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
•Средства логической связи
•Задают вопросы, что не требуется в задании, превышая количество слов
•In my mind, accordingly to my mind, on/in the street, time=hour, to be bad in/at
•Дата над адресом, а не под адресом
•Drop me a letter/ drop me a line
ГОВОРЕНИЕ
Задание 1.
•Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
•Время на подготовку- 1,5 минуты
•Время прочтения-2 минуты
•От учащегося требуется выразительное чтение и правильное произношение слов
•Максимальное количество баллов-2
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Учащиеся часто:
•неправильно произносят «трудные» звуки: [ŋ], [ð], [θ], [h], [з:] и др.;
•не умеют читать слова с «немыми» буквами: dumb, comb, muscles;
•неправильно произносят звуки, которые меняют смысл слова: food-foot, bit – bid, place-plays ,list- least, bad-bat
•неправильно ставят ударение;
•не умеют интонационно делить предложения на смысловые группы;
•не соблюдают интонацию разных коммуникативных типов предложений.
•неправильно читают числительные
•cлова science, scientist
•ставят ударение на предлоги и артикли
Задание 2
Условный
диалог-расспрос
•Ответить на 6 вопросов, услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса
•40 секунд для ответа на каждый вопрос
•1 балл за каждый правильный ответ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
•Учащиеся отвечают заученным” топиком”, а не дают четкого ответа на вопрос
•Есть ограничение по времени, во время ответов включать секундомер.
• Учащиеся, если они уже ответили на вопрос, а время еще осталось, то не стоит стараться придумать какое-то дополнение к ответу, а надо дождаться следующего вопроса.
Что нужно для подготовки
•Уметь отвечать на вопросы разных типов
•Логично, последовательно и четко отвечать на поставленные вопросы
•Использовать разнообразные реплики в процессе общения
•Проявлять заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре. Употреблять речевые клише и разнообразные вводные структуры
•Понимать и уметь пользоваться этикетными фразами страны изучаемого языка
•Давать полный ответ на вопрос
Задание 3
•Построить законченное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов
•Время на подготовку-1,5 минуты
•Время ответа не более 2 минут
•Максимальное количество баллов-7
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
•Top- down (сверху вниз)
•Развитие монологических навыков на основе прочитанного текста, текст очерчивает речевую ситуацию, не требующую дополнительных усилий
•Bottom-up ( снизу вверх)
•Монолог строится без опоры на конкретный текст или опору
•Монологи могут строится на основе нескольких текстов
•Предполагает высокий уровень знаний учащихся ( информационный с учетом межпредметных связей, уровень языка, речевой репертуар)
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
•Количество фраз
•Нет ответа на вопрос Why
•Вопрос о самом трудном дне путают с вопросом о самом трудном предмете
•Негативные высказывания о школе и учителях
•Отсутствуют переходы от одного вопроса к другому
•Нарушение логики высказывания
Детальный разбор ошибок и пример работы по УМК «Forward» можно посмотреть на одном из вебинаров Дрофа-Вентана.
Я уже давно не писала статью на блог, поэтому сегодня она получилась довольно емкой. Надеюсь, что оказалась для вас полезной!
С уважением, Надежда Бордачёва!
28.10.2016 at 11:16
Спасибо, обязательно с учениками прочитаем и проанализируем свои ошибки.
07.08.2023 at 17:59
Спасибо за обратную связь, коллега!
03.09.2024 at 23:58
so expensive material