Всем здравствуйте!!!
В предыдущей статье я начала рассказывать вам, дорогие читатели, как я решилась на этот конкурс и с какими «подводными камнями» столкнулась. Сегодня продолжу об этом свое повествование.
Прежде чем во всех районах нашего Красноярского края стартовал конкурс «Учитель года — 2017», в самом г. Красноярске был организован методический семинар с целью оказания информационно-методической помощи педагогам по подготовке к данному событию. Продолжительность семинара была запланирована на 2 дня.
В первый день были представлены на наше обозрение доклады по следующим ключевым вопросам как написание письменного эссе, групповое решение кейса, выполнение индивидуального компетентностного испытания, участие в коммуникативных боях, представление фрагмента занятия. Очень интересны и полезны были рекомендации по написанию эссе. В краткой форме можете ознакомиться с представленной ниже презентацией, нажав на ссылку.
Также все материалы семинара по ключевым темам находятся на региональном сайте учителя года. Однозначно эта поездка не была пустым времяпровождением, а повышением своего профессионализма. Было очень любопытно посмотреть на победителей предыдущих лет, на то как они оттачивали свое мастерство и открывали с каждым разом для себя что-то новое.
Второй день был посвящен тематике заключительным состязаниям в финале: методическое объединение, учебное занятие, мастер-класс и образовательный проект.
Этот день был, пожалуй, самым интересным. Каждый слушатель семинара получил сертификат участника. Конечно в этом семинаре в основном рассматривались этапы, касающиеся краевого уровня. Но тем не менее эта поездка была для меня как глоток свежего воздуха. После окончания университета, я больше в краевом центре ни разу и не была. А тут я встретилась с коллегами из других школ района и также с потенциальными соперниками из школ города. Разумеется мы все друг друга знали. А вечером у меня была запланирована встреча с подругой и, конечно же, шоппинг:) Ведь подготовиться к конкурсу надо было на все 100.
После этой поездки я ждала хоть каких-нибудь новостей от директора, о том когда же начнется конкурс, а именно, меня интересовала тема эссе и сроки его написания. И тут один момент который настораживает — это отсутствие заинтересованности самой администрации. Конечно, им с их многолетним опытом уже давно все понятно, как участвуют в подобных мероприятиях и, честно говоря, мне было сразу сказано : «Побед не надо!Лишь участие». Но для меня это не так. Для удовлетворения собственного самолюбия должна же я постараться лучше!
Так получилось, что заочный этап (написание эссе) прошел спокойно в период выходных праздников на 23 февраля. И все же эссе я писала долго. А далее нужно было заполнить электронную форму анкеты. Мне хотелось опять же, чтобы в ней было написано как можно лучше и больше, а не просто пустые графы.
Особенно следует выделить то, что все выходные я провела в поиске материала для урока. И в самом начале я совершила ошибку, думая дать урок-закрепление. И по совету коллег и тех, кто уже участвовал, выяснилось что все же урок «открытия» нового знания это традиция. Чему научил — то и спросил. Да, кстати, класс я решила взять пятый. Очень уж мне не хотелось возиться с началкой. А пятый класс самый оптимальный вариант, на мой взгляд. Я созвонилась с руководителем нашего МО и мы поговорили о том, что учителя-англичане в той школе, в которой мне предстояло дать урок, постараются подобрать детей для урока.
Пока что я была нацелена на тему о достопримечательностях Лондона, но как это ни странно, но урок никак не укладывался в моей голове. Я зациклилась на форме проведения. Мне хотелось урок-квест. А это нереально сложно и за короткое время невозможно организовать. И большое спасибо учителю английского языка Надежде Стоколяс, с которой я познакомилась в ВК, спасибо за ее ценные советы и рекомендации. Она меня вдохновляла своим опытом.
В конце концов в воскресный вечер я совершенно обессиленная просто ревела в подушку и была на грани срыва и мне просто хотелось отказаться. Я настроена была решительно. но чувство вины перед школой меня останавливало.
И вот наступил понедельник. Рано утром я отправила все документы на почту управления образования. И в обед этого же дня мне дали уже готовое расписание уроков и кто в какой день дает. Мне выпал первый день очного тура — четверг. Оставалось времени совсем чуть-чуть, а в голове полный хаос. Позвонила руководитель МО и сообщила, что дети будут в такой-то день и сказала, какую тему они уже прошли по учебнику. Открыв учебник, мне стало как-то все проясняться и я остановилась на теме «Парки Лондона». Урок изучения нового.
Вернувшись домой после работы, я начала активно составлять урок и выстраивать план в голове. Более менее мне стало все понятно. Но насобирав кучу материала, я начала задумываться о нехватке времени на уроке. Но что-то выкидывать мне не хотелось. На следующий день доработки, компоновка и потом распечатка материала, который дорогого стоил, разумеется, плюс покупка канцтоваров.
Настал день икс! Урок мне давать в 10:40ч. Сразу совет на будущее всем, кто когда-либо будет участвовать — приходите по-раньше, т.к. перед уроком возможно ваш кабинет будет занят, а ведь в нем необходимо организовать пространство (расставить парты, проверить технику и т.п.). После вот такого оргмомента я осталась на пять минут наедине с собой и смогла напоследок прочитать конспект и мысленно разложить по полочкам урок в голове.
Прозвенел звонок на перемену, ребята шумят за дверью. Я открываю и приглашаю войти. Дети интересные, как впрочем и любой 5-ый класс. Понадобилась вся перемена, чтобы усадить ребят по группам за предложенные столы. Комиссия села на свои места довольно быстро. Я ожидала большего количества народа, но была только комиссия из шести человек. Как ни странно, но на видео урок никто не снимал, и это в очередной раз доказывает какова значимость данного мероприятия на муниципальном уровне…
Один маленький совет от меня будущим конкурсантам. Если вы боитесь критики и близко все воспринимаете к сердцу, то старайтесь на уроке не обращать внимания на комиссию, просто не смотрите на них. Смотрите на ребят и сосредоточьтесь на уроке. Вдруг вы увидите неодобрительный взгляд или лицо с явным неприятием и это введет вас в ступор…Дабы этого избежать, просто не смотрите в их сторону. Главное смотреть на часы и держать время.
Урок прошел хорошо. Но удовлетворения от него я не испытала, т.к. были значительные промахи: нехватка времени, запланировано действительно много, не подведен итог (рефлексия). Но завуч из моей школы, которая сидела в комиссии, меня подбадривала, говорила, что со стороны смотрелось очень хорошо и выглядело все достойно. Комиссия ничего не могла сказать, объяснив это тем, что в английском они ничего не понимают. Зато руководитель нашего МО учителей иностранного осталась со мной тет-а-тет и тут она просто указала на все мои значительные промахи в плане урока с методической точки зрения и т.п.
Для меня это не стало удивлением, этого и стоило ожидать. Но обидного в этом ничего не было, т.к. это мой опыт и попросить совета при разработке урока у меня просто напросто было не у кого. Как говорят: «Хочешь обрести врагов в коллективе — победи в «Учителе года»:))) Что верно , то верно. Но и победа не нужна была, чтобы увидеть на лицо весь факт. Я думаю, что многие со мной согласятся, кто участвовал в подобных конкурсах.
Но один плюс от всего этого я для себя извлекла — это то, что я абсолютна была спокойна при виде чужих детей, не зная их уровень. Было ощущение, что я пришла на работу провести урок. И то, что эти дети мне совершенно незнакомы, меня это не испугало совсем.
Ну и в заключении своих слов руководитель МО сказала, что ключевым словом моего урока было слово ЭФФЕКТНО!!! Да, это красиво смотрелось, был интересно подобранный материал, но однако…
Однако осадок собственной неудовлетворенности остался неприятный и я думала, что в финал возможно и не пройду( на мастер-класс). Однако…Это не так. И на следующий день мне объявили, что в финал я прохожу. У меня оставалось всего 2 дня на подготовку. Мои две дочурки были развезены на выходные по бабушкам и мне необходимо было полностью сосредоточиться.
К последнему этапу я готовилась спокойно, я чувствовала себя уверенной и была настроена на успех.
И вот настал день заключительного испытания — мастер-класса. Как хотелось, чтобы это поскорее закончилось! В 11:30ч стала подтягиваться комиссия в школу. Кстати, заключительный этап проводился в школе, где я работаю, как говорится, в родных стенах.
Перед началом была проведена жеребьевка и я выступала последней по счету — 4-ым номером. В этом был плюс: оценить все мастер-классы, посмотреть и сделать для себя выводы. Возможно сейчас я буду слишком критична, как Белинский.
Однако, мастер-классы, поставленные дилетантами в режиссуре, были смешны. Первый меня ничем не впечатлил. Это было просто чтение по презентации и небольшая работа фокус-группы, но ничем не запомнился.
Второе выступление просто «убило» не только меня, но и весь зал. Это было просто ужасное чтение лекции по презентации, причем помимо того, что читает конкурсант, это же и воспроизводится на самой презентации, то есть для полных идиотов. Может я слишком резка? Но как по-другому это объяснить? В самом начале вышла фокус-группа и стала выполнять какое-то задание, о котором нам ничего не объяснили и только в конце привели небольшую ремарку и итогом стало то, что спикер группы все завершил и объяснил цель мастер-класса. А тема была всем давно известна и наработана ТРИЗ. И самым главным минусом этого выступления было то, что зал в итоге не слушал, а просто гудел и спикер группы говорила: «Сейчас-сейчас закончим!».
Третье выступление всех оживило. Это было близко к форме мастер-класса. Конкурсант работала сразу с залом, но и в принципе только с ним. Но опять же технологии никакой не было, а просто, как заявили потом многие, — психологический тренинг.
Ну и завершала конкурс я. Тут те, кто думал, что пришел за победой, за своим первым местом, немного призадумались… Я придерживалась всех требований проведения мастер-класса. Не буду кривить душой, но он оказался самый лучший ! Это не только мои слова, это слова зрителей, кое-кого из членов жюри, учителей, которые видели все и понимают, что такое МАСТЕР-КЛАСС. Иными словами, за 20 минут, которые даются конкурсанту нужно увлекательно рассказать о чем-то, что тебе прекрасно удается использовать в своей учительской практике. При этом лучше это ещё и наглядно продемонстрировать на фокус-группе, чтобы все убедились, что находка учителя и вправду оригинальная. А плюс к этому добавляем немного шоу и получается великолепно!
Надо было видеть лица своих соперников:))) Определенно в эти минуты, они видели свои недочеты.
Опять же, никто на камеру не снимал и только, благодаря коллеге, которая засняла на телефон все это действие, у меня осталась память.
Мне было приятно видеть, что моя фокус-группа работает и это не отрепетировано. И слова восхищения после мастер-класса — это самая большая благодарность. «Вот это мозговой штурм сейчас был…!».
Тема мастер-класса была связана с использованием аутентичного материала с выходом на речевое поведение на примере ситуации питания в ресторане.
Хочется сказать огромное спасибо коллегам из начальной школы, за их поддержку и помощь в самый последний день подготовки. Мне необходимо было для антуража иметь белый фартук и полотенце, как в ресторане. Так вот, благодаря коллегам, удалось найти человека, который мне это сшил.
Ну, а теперь о самом главном — подведение итогов. После того, как жюри ОЧЕНЬ долго совещалось (ВСЕ стали понемногу нервничать), наконец-то наступил момент объявления результатов. И вот тут-то хороший удар я получила по самолюбию. И не я одна, конечно. В общем, я достаточно самоуверенна, чтобы чувствовать себя может и не победителем, а по крайней мере на втором месте, но даже я не ожидала, что эту мою веру можно так легко поколебать, выделив мне так уж и быть ТРЕТЬЕ МЕСТО. То чувство не описать словами…А особенно меня поразило, что на второе место поставили человека, который со 100% уверенностью считал, что удостоен первого. Ну и разумеется все мы были в непередаваемом словами шоке, когда место победителя достается совершенно полному дилетанту в режиссуре своего дела.
От такого подведения итогов еще долго у меня было ощущение «несварения желудка». А вот и общее фото, на котором радости в моих глазах нет .
В такой момент была, как нельзя кстати, поддержка администрации и коллег, которые всячески подбадривали меня и говорили, что для них и всех гостей я стала учителем года. Признание людей этого факта дорогого стоит. За это спасибо. Ну, а то, что у нас «справедливо» судит «профессиональное» жюри, никто такого права не отменял.
Особенно меня покорило то, что после подведения итогов ко мне подошли два директора из школ города и сказали, что мой мастер-класс был на высоте и я достойна первого места. Я честно сказать была польщена. Конечно, минус был в моем уроке, не было саморефлексии, но не до такой степени, чтобы опустить меня на 3 место. Это как говорится: «Поддержим молодых». После такой поддержи напрочь пропадает желание участвовать в дальнейшем.
Сейчас в душе вся буря поутихла и подводя итог хочется сказать — не стоит оно того. Сколько потрачено времени, сил, нервов, денег, семья заброшена… Лишний раз подтверждается тот факт, что всё заранее решено. Остальные нужны для массовки. И этим словам есть подтверждение. Моя приятельница работает на телевидении и сообщила, что смотрела видео с нашего финала (оказывается все-таки нас снимали), которое обрезали для новостей. Обрезали значительно и меня уж там 100% нет.
Ну и, наконец-то о том, ради чего..:) . А теперь самое смешное:))) сертификат туда, где нет ничего:))) Это место канцелярских принадлежностей, но выбор которых желает лучшего…и даже оргтехники теперь в наличии нет, только под заказ, где на это таких сертификатов минимум как три нужно. Как-то так…
Вот такие впечатления! Буду ли я еще когда-нибудь участвовать в этом неблагодарном конкурсе?! Мой ответ — нет! Себя реализовать можно и через другие мероприятия.
Надеюсь, дорогие читатели, что я вас не сильно утомила своим длинным постом?! Я очень буду благодарна вашим комментариям, которые вы оставите и поучаствуете в дискуссии…
До новых встреч!
14.03.2017 at 12:53
Надежда, спасибо за пост! С большим интересом прочитала! У меня всегда вызывали неподдельное уважение участники и финалисты этого конкурса, я была уверена, что много сил надо на него положить, теперь я в этом не сомневаюсь!
Не переживай, что столько всего потрачено — времени, денег, эмоций — зато ты получила ОПЫТ, и это ни с чем не сравниться!
14.03.2017 at 16:33
Ирина, спасибо большое за слова поддержки. Что верно, то верно, а бесценный опыт в этом я получила!
22.04.2017 at 12:57
Совсем не утомили, не переживайте. Кому не интересно, тот и читать не будет начинать. Спасибо за очень яркую и точную статью. Сама я из Украины, у нас также проводят конкурс «Учитель года». Этапы не много отличаются, но суть такая же, как и у вас. Все, в принципе, заранее решено. Завуч, конечно, всегда поддерживает в таких ситуациях, но увы не методической помощью. В этом году мне удалось избежать участия (ограничение по стажу работы. У меня до 3 лет пед стажа, а участвовать можно только через 5 лет начала педагогической деятельности).
Ваша статья в очередной раз меня убедила, что игра не стоит свеч.
P.S. У вас очень интересные методические разработки. Думаю в следующем году воспользуюсь вашей идеей.
Спасибо.