АВТОРСКИЙ БЛОГ НАДЕЖДЫ БОРДАЧЁВОЙ

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учитель года или «Игра не стоит свеч…»

Всем здравствуйте!!!

В предыдущей статье я начала рассказывать вам, дорогие читатели, как я решилась на этот конкурс и с какими «подводными камнями» столкнулась. Сегодня продолжу об этом свое повествование. 

Прежде чем во всех районах нашего Красноярского края стартовал конкурс «Учитель года — 2017», в самом г. Красноярске был организован методический семинар с целью оказания информационно-методической помощи педагогам по подготовке к данному событию. Продолжительность семинара была запланирована на 2 дня.

В первый день были представлены на наше обозрение доклады по следующим ключевым вопросам как написание письменного эссе, групповое решение кейса, выполнение индивидуального компетентностного испытания, участие в коммуникативных боях, представление фрагмента занятия. Очень интересны и полезны были рекомендации по написанию эссе. В краткой форме можете ознакомиться с представленной ниже презентацией, нажав на ссылку.

презентация «ЭССЕ»

Также все материалы семинара по ключевым темам находятся на региональном сайте учителя года. Однозначно эта поездка не была пустым времяпровождением, а повышением своего профессионализма. Было очень любопытно посмотреть на  победителей предыдущих лет, на то как они оттачивали свое мастерство и открывали с каждым разом для себя что-то новое.

Второй день был посвящен тематике заключительным состязаниям в финале: методическое объединение, учебное занятие, мастер-класс и образовательный проект.

Этот день был, пожалуй, самым интересным. Каждый слушатель семинара получил сертификат участника. Конечно в этом семинаре в основном рассматривались этапы, касающиеся краевого уровня. Но тем не менее эта поездка была для меня как глоток свежего воздуха. После окончания университета, я больше в краевом центре ни разу и не была. А тут я встретилась с коллегами из других школ района и также с потенциальными соперниками из школ города. Разумеется мы все друг друга знали. А вечером  у меня была запланирована встреча с подругой и, конечно же, шоппинг:) Ведь подготовиться к конкурсу надо было на все 100.

После этой поездки я ждала хоть каких-нибудь новостей от директора, о том когда же начнется конкурс, а именно, меня интересовала тема эссе и сроки его написания. И тут один момент который настораживает — это отсутствие заинтересованности самой администрации. Конечно, им с их многолетним опытом уже давно все понятно, как участвуют в подобных мероприятиях и, честно говоря, мне было сразу сказано : «Побед не надо!Лишь участие». Но для меня это не так. Для удовлетворения собственного самолюбия должна же я постараться лучше!

Так получилось, что заочный этап (написание эссе) прошел спокойно в период выходных праздников на 23 февраля. И все же эссе я писала долго. А далее нужно было заполнить электронную форму анкеты. Мне хотелось опять же, чтобы в ней было написано как можно лучше и больше, а не просто пустые графы.

Особенно следует выделить то, что все выходные я провела в поиске материала для урока. И в самом начале я совершила ошибку, думая дать урок-закрепление. И по совету коллег и тех, кто уже участвовал, выяснилось что все же урок «открытия» нового знания это традиция. Чему научил —  то и спросил. Да, кстати, класс я решила взять пятый. Очень уж мне не хотелось возиться с началкой. А пятый класс самый оптимальный вариант, на мой взгляд. Я созвонилась с руководителем нашего МО и мы поговорили о том, что учителя-англичане в той школе, в которой мне предстояло дать урок, постараются подобрать детей для урока.

Пока что я была нацелена на тему о достопримечательностях Лондона, но как это ни странно, но урок никак не укладывался в моей голове. Я зациклилась на форме проведения. Мне хотелось урок-квест. А это нереально сложно и за короткое время невозможно организовать. И большое спасибо учителю английского языка Надежде Стоколяс,  с которой я познакомилась в ВК, спасибо за ее ценные советы и рекомендации. Она меня вдохновляла своим опытом.

В конце концов в воскресный вечер я совершенно обессиленная просто ревела в подушку и была на грани срыва и мне просто хотелось отказаться. Я настроена была решительно. но чувство вины перед школой меня останавливало.

И вот наступил понедельник. Рано утром я отправила все документы на почту управления образования. И в обед этого же дня мне дали уже готовое расписание уроков и кто в какой день дает. Мне выпал первый день очного тура — четверг. Оставалось времени совсем чуть-чуть, а в голове полный хаос. Позвонила руководитель МО и сообщила, что дети будут в такой-то день и  сказала, какую тему они уже прошли по учебнику.  Открыв учебник, мне стало как-то все проясняться и я остановилась на теме «Парки Лондона». Урок изучения нового.

Вернувшись домой после работы, я начала активно составлять урок и выстраивать план в голове. Более менее мне стало все понятно. Но насобирав кучу материала, я начала задумываться о нехватке времени на уроке. Но что-то выкидывать мне не хотелось. На следующий день доработки, компоновка и потом распечатка материала, который дорогого стоил, разумеется,  плюс покупка канцтоваров. 

Настал день икс! Урок мне давать в 10:40ч. Сразу совет на будущее всем, кто когда-либо будет участвовать — приходите по-раньше, т.к. перед уроком возможно ваш кабинет будет занят, а ведь в нем необходимо организовать пространство (расставить парты, проверить технику и т.п.). После вот такого оргмомента я осталась на пять минут наедине с собой и смогла напоследок прочитать конспект и мысленно разложить по полочкам урок в голове.

Прозвенел звонок на перемену, ребята шумят за дверью. Я открываю и приглашаю войти. Дети интересные, как впрочем и любой 5-ый класс. Понадобилась вся перемена, чтобы усадить ребят по группам за предложенные столы. Комиссия села на свои места довольно быстро. Я ожидала большего количества народа, но была только комиссия из шести человек. Как ни странно, но на видео урок никто не снимал, и это в очередной раз доказывает какова значимость данного мероприятия на муниципальном уровне…

Один маленький совет от меня  будущим конкурсантам. Если вы боитесь критики и близко все воспринимаете к сердцу, то старайтесь на уроке не обращать внимания на комиссию, просто не смотрите на них. Смотрите на ребят и сосредоточьтесь на уроке. Вдруг вы увидите неодобрительный взгляд или лицо с явным неприятием и это введет вас в ступор…Дабы этого избежать, просто не смотрите в их сторону. Главное смотреть на часы и держать время.

Урок прошел хорошо. Но удовлетворения от него я не испытала, т.к. были значительные промахи: нехватка времени, запланировано действительно много, не подведен итог (рефлексия). Но завуч из моей школы, которая сидела в комиссии, меня подбадривала, говорила, что со стороны смотрелось очень хорошо и выглядело все достойно. Комиссия ничего не могла сказать, объяснив это тем, что в английском они ничего не понимают. Зато руководитель нашего МО учителей иностранного осталась со мной тет-а-тет и тут она просто указала на все мои значительные промахи в плане урока с методической точки зрения и т.п.

Для меня это не стало удивлением, этого и стоило ожидать. Но обидного в этом ничего не было, т.к. это мой опыт и попросить совета при разработке урока у меня просто напросто было не у кого. Как говорят: «Хочешь обрести врагов в коллективе — победи в «Учителе года»:))) Что верно , то верно. Но и победа не нужна была, чтобы увидеть на лицо весь факт. Я думаю, что многие со мной согласятся, кто участвовал в подобных конкурсах.

Но один плюс от всего этого я для себя извлекла — это то, что я абсолютна была спокойна при виде чужих детей, не зная их уровень. Было ощущение, что я пришла на работу провести урок. И то, что эти дети мне совершенно незнакомы, меня это не испугало совсем.

Ну и в заключении своих слов руководитель МО сказала, что ключевым словом моего урока  было слово ЭФФЕКТНО!!! Да, это красиво смотрелось, был интересно подобранный материал, но однако…

проектные работы детей

Однако осадок собственной неудовлетворенности остался неприятный и я думала, что в финал возможно и не пройду( на мастер-класс). Однако…Это не так. И на следующий день мне объявили, что в финал я прохожу. У меня оставалось всего 2 дня на подготовку. Мои две дочурки были развезены на выходные по бабушкам и мне необходимо было полностью сосредоточиться.

К последнему этапу я готовилась спокойно, я чувствовала себя уверенной и была настроена на успех.

аппетитная подготовка

меню

И вот настал день заключительного испытания — мастер-класса. Как хотелось, чтобы это поскорее закончилось! В 11:30ч стала подтягиваться комиссия в школу. Кстати, заключительный этап проводился в школе, где я работаю, как говорится, в родных стенах.

Перед началом была проведена жеребьевка и я выступала последней по счету — 4-ым номером. В этом был плюс: оценить все мастер-классы, посмотреть и сделать для себя выводы. Возможно сейчас я буду слишком критична, как Белинский.

Однако, мастер-классы, поставленные дилетантами в режиссуре, были смешны. Первый  меня ничем не впечатлил. Это было просто чтение по презентации и небольшая работа фокус-группы, но ничем не запомнился.

Второе выступление просто «убило» не только меня, но и весь зал. Это было просто ужасное чтение лекции по презентации, причем помимо того, что читает конкурсант,  это же и воспроизводится на самой презентации, то есть для полных идиотов. Может я слишком резка? Но как по-другому это объяснить? В самом начале вышла фокус-группа и стала выполнять какое-то задание, о котором нам ничего не объяснили и только в конце привели небольшую ремарку и итогом стало то, что спикер группы все завершил и объяснил цель мастер-класса. А тема была всем давно известна и наработана ТРИЗ. И самым главным минусом этого выступления было то, что зал в итоге не слушал, а просто гудел и спикер группы говорила: «Сейчас-сейчас закончим!».

Третье выступление всех оживило. Это было близко к форме мастер-класса. Конкурсант работала сразу с залом, но и в принципе только с ним. Но опять же технологии никакой не было, а просто, как заявили потом многие, — психологический тренинг.

Ну и завершала конкурс я. Тут те, кто думал, что пришел за победой, за своим первым местом, немного призадумались… Я придерживалась всех требований проведения мастер-класса. Не буду кривить душой, но он оказался самый лучший ! Это не только мои слова, это слова зрителей, кое-кого из членов жюри, учителей, которые видели все и понимают, что такое МАСТЕР-КЛАСС. Иными словами, за 20 минут, которые даются конкурсанту нужно увлекательно рассказать о чем-то, что тебе прекрасно удается использовать в своей учительской практике. При этом лучше это ещё и наглядно продемонстрировать на фокус-группе, чтобы все убедились, что находка учителя и вправду оригинальная. А плюс к этому добавляем немного шоу и получается  великолепно!

Надо было видеть лица своих соперников:))) Определенно в эти минуты, они видели свои недочеты.

Опять же, никто на камеру не снимал и только, благодаря коллеге, которая засняла на телефон все это действие, у меня осталась память.

Мне было приятно видеть, что моя фокус-группа работает и это не отрепетировано. И слова восхищения после мастер-класса — это самая большая благодарность. «Вот это мозговой штурм сейчас был…!».

работа фокус-группы

Тема мастер-класса была связана с использованием аутентичного материала с выходом на речевое поведение на примере ситуации питания в ресторане.

Хочется сказать огромное спасибо коллегам из начальной школы, за их поддержку и помощь в самый последний день подготовки. Мне необходимо было  для антуража иметь белый фартук и полотенце, как в ресторане. Так вот, благодаря коллегам, удалось найти человека, который мне это сшил. 

Ну, а теперь о самом главном — подведение итогов. После того, как жюри ОЧЕНЬ долго совещалось (ВСЕ стали понемногу нервничать), наконец-то наступил момент объявления результатов. И вот тут-то хороший удар я получила по самолюбию. И не я одна, конечно. В общем, я достаточно самоуверенна, чтобы чувствовать себя может и не победителем, а по крайней мере на втором месте, но даже я не ожидала, что эту мою веру можно так легко поколебать, выделив мне так уж и быть ТРЕТЬЕ МЕСТО. То чувство не описать словами…А особенно меня поразило, что на второе место поставили человека, который со 100% уверенностью считал, что  удостоен первого. Ну и разумеется все мы  были в непередаваемом словами шоке, когда место победителя достается совершенно полному  дилетанту в режиссуре своего дела.

От такого подведения итогов еще долго у меня было ощущение «несварения желудка». А вот и общее фото, на котором радости в моих глазах нет .

В такой момент была, как нельзя кстати, поддержка администрации и коллег, которые всячески подбадривали меня и говорили, что для них и всех гостей я стала учителем года. Признание людей этого факта дорогого стоит. За это спасибо. Ну, а то, что у нас «справедливо» судит «профессиональное» жюри, никто такого права не отменял.

Особенно меня покорило то, что после подведения итогов ко мне подошли два директора из школ города и сказали, что мой мастер-класс был на высоте и я достойна первого места. Я честно сказать была польщена. Конечно, минус был в моем уроке, не было саморефлексии, но не до такой степени, чтобы опустить меня на 3 место. Это как говорится: «Поддержим молодых». После такой поддержи напрочь пропадает желание участвовать в дальнейшем.

Сейчас в душе вся буря поутихла и подводя итог хочется сказать — не стоит оно того. Сколько потрачено времени, сил, нервов, денег, семья заброшена… Лишний раз подтверждается тот факт, что всё заранее решено. Остальные нужны для массовки. И этим словам есть подтверждение. Моя приятельница работает на телевидении и сообщила, что смотрела видео с нашего финала (оказывается все-таки нас снимали), которое обрезали для новостей. Обрезали значительно и меня уж там 100% нет. 

Ну и, наконец-то о том, ради чего..:) . А теперь самое смешное:))) сертификат туда, где нет ничего:))) Это место канцелярских принадлежностей, но выбор которых желает лучшего…и даже оргтехники теперь в наличии нет, только под заказ, где на это таких сертификатов минимум как три нужно. Как-то так…

Вот такие впечатления! Буду ли я еще когда-нибудь участвовать в этом неблагодарном конкурсе?! Мой ответ — нет! Себя реализовать можно и через другие мероприятия.

Надеюсь, дорогие читатели, что я вас не сильно утомила своим длинным постом?! Я очень буду благодарна вашим комментариям, которые вы оставите и поучаствуете в дискуссии…

До новых встреч!

Facebook Comments

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!


Email подписка на обновления:

Имя
E-mail*

3 Comments

  1. Ирина

    14.03.2017 at 12:53

    Надежда, спасибо за пост! С большим интересом прочитала! У меня всегда вызывали неподдельное уважение участники и финалисты этого конкурса, я была уверена, что много сил надо на него положить, теперь я в этом не сомневаюсь!
    Не переживай, что столько всего потрачено — времени, денег, эмоций — зато ты получила ОПЫТ, и это ни с чем не сравниться!

    • Надежда Бордачёва

      14.03.2017 at 16:33

      Ирина, спасибо большое за слова поддержки. Что верно, то верно, а бесценный опыт в этом я получила!

  2. Татьяна Юревич

    22.04.2017 at 12:57

    Совсем не утомили, не переживайте. Кому не интересно, тот и читать не будет начинать. Спасибо за очень яркую и точную статью. Сама я из Украины, у нас также проводят конкурс «Учитель года». Этапы не много отличаются, но суть такая же, как и у вас. Все, в принципе, заранее решено. Завуч, конечно, всегда поддерживает в таких ситуациях, но увы не методической помощью. В этом году мне удалось избежать участия (ограничение по стажу работы. У меня до 3 лет пед стажа, а участвовать можно только через 5 лет начала педагогической деятельности).
    Ваша статья в очередной раз меня убедила, что игра не стоит свеч.
    P.S. У вас очень интересные методические разработки. Думаю в следующем году воспользуюсь вашей идеей.
    Спасибо.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Protected by WP Anti Spam

Top