Всем доброго дня или вечера!!!

Сегодня мне бы хотелось остановиться на типичных ошибках, допускаемых выпускниками, при написании личного письма на ОГЭ и ЕГЭ, а также порекомендовать пособие для успешной подготовки к этой части экзамена. 

Сетевые сообщества учителей английского языка

Побывав на курсах повышения квалификации, о которых я писала здесь, стоит отметить для чего вообще я сделала следующий подзаголовок статьи про какие-то сетевые сообщества. В последнее время начинает набирать популярность так называемые сетевые сообщества. Так вот институту повышению квалификации нашего региона пришла мысль создать сетевое сообщество учителей английского языка в Красноярском крае. Задумка очень хорошая. Плюсы такого нововведения есть. Это и платформа для общения и обменом опытом, и огромнейшая база ценных учебно-методических материалов.  

Так вот благодаря данному сайту, на котором размещены также методические отчеты сдачи ЕГЭ И ОГЭ за 2017 по Красноярскому краю, мне бы и хотелось познакомить вас, читатели, с  типичными ошибками в разделе «Письмо». Но сразу же оговорюсь. Информация представлена только по нашему региону.

Популярность выбора ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку в Красноярском крае

Стоит сделать акцент на  цифрах, показывающих популярность выбора экзамена по английскому языку для сдачи будь это ОГЭ или ЕГЭ.  Ведь наш предмет не назовешь мегапопулярным для того, чтобы каждый бежал его сдавать. Да и по всей стране в целом его рост по выбору для сдачи растет уж точно не скоростью света 🙂 . Причину этому мы все с вами знаем. 

По данным в 2017 году английский язык сдавало 999 чел. по всему Красноярскому краю. Наибольшее количество участников ЕГЭ было в г.Красноярске — 499 чел. Далее по популярности среди городов края находится г.Норильск (это север региона), там выбор сделали 97 чел.

С моего города Боготола, в котором я проживаю, экзамен выбрали для сдачи — 2 чел. В 14 районах  края ЕГЭ  не сдавал никто. Отсюда можно сделать вывод и предвидеть ту ситуацию с обязательным ЕГЭ по английскому в 2022 году, которая ждет всех. Особенно плачевное состояние в районах  не только нашего региона, но и других по всей стране.

Ситуация с ОГЭ немножко радужнее. В 2017 году по всему краю сдавало ОГЭ 1413 человек. Больше всего по выбору экзамена для сдачи также лидирует г.Красноярск. Из моего города сдавал 1 чел. 🙄

Письмо личного характера

Умения, проверяемые на письме:

  • Умение полно решать коммуникативную задачу
  • Правильно выбирать стилевое оформление
  • Соблюдать нормы вежливости, принятые в языке
  • Соблюдать требуемый объем
  • Умение логично строить высказывание
  • Правильно использовать средства связи
  • Правильно делить текст на абзацы
  • Соблюдать формат текста
  • Умение грамотно лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно оформлять текст
Типичные ошибки в написании письма на ЕГЭ

(Выдержки из анализа) выполнение задания № 39 «Личное письмо».

  • Объем высказывания выдерживается в соответствии с требованиями, хотя примерно в 2% работ наблюдалось его незначительное превышение. 
  • Большинство участников способны выделить основную коммуникативную задачу, т.е они отвечают на три вопроса, сформулированные в письме друга. Однако, например, в одном из вариантов, отвечая на один из вопросов, в котором требовалось кратко охарактеризовать тип своего жилища, многие участники экзамена называли тип жилища (дом, квартира), но не охарактеризовали его (какой дом, какая квартира).
  • Также часто участники давали один ответ на два разных вопроса. В письме друга были заданы следующие вопросы: «Где бы ты хотел жить?», «Опиши идеальную для тебя комнату». Участники экзамена либо увлекались подробным ответом на вопрос о месте, в котором хотели бы жить, и характеризовали его словом идеальный, либо вдавались в детальное описание своей идеальной комнаты, упуская ответ на предыдущий вопрос о смене места жительства. При этом в ряде случаев к этой ошибке приводило неправильное использование средств логической связи и/или видо- временных форм глагола. Можно выделить и другую, достаточно большую категорию участников экзамена, которые сводили описание комнаты к сжатой характеристике посредством 2-3 фраз. Например, My ideal room is big and spacious with a window.
  • Вторая часть задания, как и в предыдущие годы, выполнялась менее успешно. Например, задание предполагает сформулировать 3 вопроса о четырёх питомцах, проживающих в семье друга, написавшего письмо. При его выполнении участники преимущественно задавали вопросы только ободном новом питомце, который упоминался в письме. Очевидно, что данная ситуация вызвана невнимательным прочтением задания. Крайне редко встречались отдельные работы, в которых участники кардинально отклонялись от темы и задавали вопросы о месте, куда автор письма хотел бы переехать. В целом участники выбирают правильное стилевое оформление текста и соблюдают нормы вежливости, в отдельных работах отсутствовала благодарность за полученное письмо или ссылка на последующие контакты в конце письма. Насчет фразы, указывающей на предыдущие контакты. В методических рекомендациях за 2017 год по английскому языку с сайта ФИПИ, четко прописано, обязательно наличие слова again после предложения, например, Thank you for your letter again или  It was nice  to hear from you again.  Но опять же в последнем выступлении Вербицкой М., ею было упомянуто, что строгих фраз-рекомендаций нет, как таковых. 
  • одним из проблемных моментов остаётся правильное использование средств логической связи или отсутствие таковых при переходах от одной части письма к другой, чаще всего к вопросам. Грубой ошибкой является отсутствие адреса и/или даты, которая иногда встречается в некоторых текстах работ. Необходимо отметить, что в части работ участники допускали ошибки в написании адреса (сначала указывали страну, а потом город и ставили лишние знаки препинания) и в отдельных случаях участник указывал не свой адрес, а адреса других регионов России или вымышленный зарубежный адрес.
  • Критерий «Языковое оформление текста» является наиболее проблемным. Примерами типичных ошибок являются неправильное употребление артикля с именами существительными в единственном числе или его отсутствие, неверное употребление видо-временной формы Present Simple для 3 лица единственного числа, неверное употребление сослагательного наклонения или частая подмена I would like формой I like, неправильное употребление множественного числа имен существительных для слов-исключений, неправильный порядок слов, особенно в вопросительных предложениях и отсутствие вспомогательного глагола при построении вопроса.
Типичные ошибки в написании письма на ОГЭ

Эксперты, проверявшие работы данного раздела экзамена отмечают следующие сохраняющиеся тенденции.

По критерию «Решение коммуникативной задачи»:

  • одной типичной ошибкой при решении коммуникативной задачи стало отсутствие ответа на один из трех вопросов стимула и/или опосредованные ответы на вопросы стимула, что по критериям означает «выполнение задания не в полном объеме». По этой причине не получен максимально возможный балл при оценивании. В качестве примера, участникам экзамена было предложено два варианта темы личного письма: о фильмах, которые любит смотреть и о наиболее серьезных экологических проблемах. В первом случае (вариант 1) часто пропускался ответ на вопрос из письма «Популярны ли мультфильмы у автора письма и его друзей?». Ученики давали ответ, что любят какой–то конкретный мультфильм, или в ответе не упоминают об отношении друзей к данному жанру фильмов. Во втором  варианте оставался неосвещенным (неполным) ответ на вопрос: «Следует ли обсуждать экологические проблемы в школе и почему?»
  • Достаточно часты ошибки в логике изложения текста. Недостаточно используются средства логической связи, нарушается переход от одного ответа к другому.
  • неправильное использование лексических единиц, употребление прилагательного вместо существительного, неверное использование артиклей (часто неопределенный артикль «а» с существительными во множественном числе), отсутствие окончания «s/es» у глаголов в соответствующем
    времени, порядок слов в предложении как утвердительных, так и в вопросительных, неверное использование видо-временных форм (Present Continuous вместо Present Simple), ошибки на употребление предлогов, особенно в устоявшихся выражениях (in the picture, at school, popular with …)
  • По критерию «Орфография и пунктуация». У многих учащихся не развиты навыки каллиграфии – написание слов неразборчиво, особенно в тех случаях,когда почерк очень мелкий. Орфографические ошибки индивидуальны. Достаточно большое количество работ, в которых знаки препинания ставятся по правилам родного языка, наиболее типична ситуация постановки запятой перед союзным словом because, неправильная постановка кавычек или их отсутствие, игнорирование точек в конце предложения.

Ну, а теперь о том пособии, которое я бы рекомендовала для подготовки к части «Письмо». На мой взгляд наиболее удачное решение и по-настоящему методически правильное — это «Russian State Exam Writing tasks 39-40 »  Е. Хотунцева. В частности мне очень понравилась именно Teacher′s book .

Особенно хорошо здесь представлен анализ критерий по написанию личного письма, представлены образцы и  показаны типичные ошибки.

А какими вы, читатели,  пользуетесь брошюрами или пособиями для подготовки к части написания личного письма?

 

 

 

Facebook Comments