Всем добрый день!!!
Сегодня хочу поговорить о новом направлении в обучении — формировании и развитии функциональной грамотности. В этой статье рассмотрим все компоненты ФГ и примеры заданий на основе УМК Комаровой Ю.А.
Курсы обучения по функциональной грамотности я прошла в момент пандемии. Ездить никуда не нужно, обучение было дистанционным. Но обо всем по порядку.
Что такое функциональная грамотность?
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы. Передо мной встала следующая задача. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у обучающихся?!
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.
Самое первое и, на мой взгляд, важное — это научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях разных учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это всё то, с чем ты сталкиваешься в повседневной жизни.
На уроках английского языка учитель может работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Направления функциональной грамотности
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Так как основной УМК по которому я работаю в школе — это УМК Комаровой Ю.А., то упражнения для формирования и развития функциональной грамотности я стала искать через учебники этого автора. Проанализировав данный УМК, пришла к выводу, что можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.
Читательская грамотность
Основным направлением своей работы я выбрала формирование читательской грамотности на уроках английского языка. Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил ученик, первое что ему нужно сделать это прочитать задание.
По опыту работы, могу сказать, что часто встречаются проблемы у учеников по работе с текстом. В основном, это такие как не умение выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, подобрать к тексту заголовок, сложно интерпретировать информацию.
Чтение — это трудоемкий процесс и он требует усидчивости. Хорошо читающий ученик не имеет с этим сложностей, но слабоуспевающий ученик сталкивается с трудностями. Поэтому передо мной встает задача заинтересовать и подобрать такие задания, которые способствуют интересу и заодно развивают читательскую грамотность.
На уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Рассмотрим примеры заданий на примере учебников 2-4 кл. УМК Комарова Ю.А.
УМК Комарова Ю.А.
В учебнике имеются разделы «Давай повторим», содержащий аутентичные тексты, обобщающие лексический и грамматический материал всего раздела, и задания к ним. Таким образом, учитель имеет весь необходимый материал, чтобы учить детей и читать, и работать с текстами уже в самом начале изучения английского языка. К примеру, уже в конце второго раздела, когда школьники только освоили первые простейшие речевые клише, даются задания на умение соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, т.е. формируются читательские действия, связанные с интерпретацией текста.
Рассмотрим тот же раздел, но уже в учебнике 3 класса, соответствующий урок содержит уже три небольших текста и задания к ним, формирующие читательские умения, связанные с нахождением и извлечением нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста и использованием информации из текста для решения практической задачи.
Авторы учебника выстроили логику работы с текстом сквозь весь курс 2-4 классов от простых заданий к более сложным по мере освоения учащимися лексики и грамматики английского языка и постарались обеспечить образовательный процесс основным необходимым материалом, текстами и заданиями для формирования основных читательских умений младших школьников.
Задания по работе с текстом могут быть следующие:
- Найти ответы на предложенные вопросы.
- Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
- Составить предложения по порядку.
- Найти соответствия.
- Выполнить задание на множественный выбор.
- Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
- Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
- Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.
- Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
- Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
- Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
- Прочитать отрывок и пересказать его.
- Восполнить недостающую информацию.
И это только малая часть.
Математическая грамотность
Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Оно начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными. В 3-м и 4-м классах мы изучаем числительные до 100, а также учимся называть время по часам.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность — это способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Начиная с 4 класса, мы совершаем «походы» по магазинам. В средней школе, через тексты, знакомимся с денежными системами англоговорящих стран, разыгрываем диалоги, которые помогают прочувствовать ситуацию в реальной жизни (заказ еды в ресторане, покупка билета и т.д.).
Естественно-научная грамотность
Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится учувствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные и доказательства. В УМК Комаровой это направление грамотности очень хорошо и наглядно представлено в учебниках 10 и 11 класса, что дает большой простор по развитию естественно-научной грамотности. Если проанализировать всю линейку учебников УМК Комаровой Ю.А., то мы увидим, что абсолютно в каждом из них направление естественно-научной грамотности присутствует в каждом разделе.
При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
— Личностная — связанная с самим обучающимся, его семьей, друзьями.
— Местная/национальная — связанная с проблемами данной местности или страны.
— Глобальная — когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.
На уроках мы обсуждаем проблемы загрязнения почвы, воды, воздуха, говорим о реках и озерах, причинах и последствиях природных катастроф.
Креативное мышление
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и эффектного выражения воображения. Это привычка размышлять и мыслить креативно. Способность к критическому мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку критическому мыслить и отзываться на проблемы.
Глобальные компетенции
Глобальная компетенция — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Так, например, мы читаем и разбираем тексты по проблеме переработки мусора, по теме загрязнения окружающей среды. Читаем тексты о правильном питании, дискуссируем, разбираем ситуации, связанные с подростковыми проблемами.
Делая вывод, можно сказать, что применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации обучающихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира.
На мой взгляд, смысл работы учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся состоит в том, чтобы каждый ребенок приобрел готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способность строить социальные отношения, стремление к дальнейшему образованию.
Добавить комментарий